_grobnica

Звезда и смерть арабского Голливуда

Знаете ли вы, что Египет должен был стать настоящим арабским Голливудом? Я была сильно удивлена, когда узнала, что в Александрии на заре эпохи немого кино был открыт второй на планете кинотеатр. Более того, развитие кинематографического искусства «по ту сторону мира» двигалось семимильными шагами. Начало двадцатого столетия совпало и с великой российской миграцией, и с большим интересом Европы к Магрибу. Поэтому культурно эволюционировал Египет, пожалуй что, даже быстрее, чем американская сверхдержава, которая, прежде чем в ней начнется золотой век Голливуда, еще потеряет пару десятилетий на выкарабкивание из великой депрессии. А Египет в это время уже будет творить… Впрочем, началось восхождение арабского Голливуда еще в девятнадцатом столетии!

_grobnica

Синематограф братьев Люмьер

Александрия в конце девятнадцатого столетия и, тем более, в начале двадцатого была чем-то вроде сегодняшнего Нью-Йорка: город с тысячами креативных иностранцев, с миллионами возможностей и весьма космополитичными взглядами на жизнь. Александрия задавала моду всему миру, и в это сегодня сложно поверить, но это правда: на модные показы новые коллекции привозили сначала в Алекс, а уже потом в Париж.

Поэтому, как только братья Люмьер впервые продемонстрировали миру свое чудесное изобретение, можно было даже не сомневаться в том, куда дальше отправится синематографическая машина – конечно, в Александрию, в город продвинутой богемы. Поехал в Египет Жан Александр Луи Промио, оператор, работавший с братьями Люмьер. Он сначала уделил несколько месяцев натурным съемкам в Египте, а затем 5 ноября 1886 года, в четверг (что в европейском графике жизни соответствует пятнице) представил избранному кругу биржевых магнатов Toussoun Pacha свою персональную креативную работу. В воскресенье синематографическими чудесами наслаждались уже жители Каира. Первый киномарафон включал в себя пятнадцать картин, которые были продемонстрированы в Хамман Снайдерс Холле.
Одиннадцать лет спустя братья Люмьер, вдохновленные египетским успехом своего коллеги, открыли в Александрии свой кинотеатр. Естественно, что своих киностудий в Египте тогда еще не было, поэтому все фильмы были импортными, их привозили из Германии, Франции и даже Америки. Творческие люди моментально вдохновились синематографической темой, количество кинотеатров за последующие десять лет выросло также десятикратно. Еще одно десятилетие понадобилось Египту для того, чтобы показать гражданам первый отечественный фильм. Картина «На краю пропасти» датируется 1917 годом. Правда, многие считают, что это не совсем честное начало: братья Ибрагим и Бадр Лама, создавшие первую александрийскую киностудию в 1926 году, были не египтянами, а ливанцами. Зато в датировании начала эпохи звукового кино сомнений нет никаких, все помнят премьеру фильма «Песня сердца», снятого режиссерами Давлатом Абиадом в 1931 году.

Также несколько мимо истории прошла премьера первой полнометражной киноленты – «На земле Тутанхамона». Возможно, дело в том, что режиссером этой картины также был иностранец – Виктор Россито. Зато история великолепно запомнила первого египетского постановщика Мохаммеда Баюми. Он вышел на сцену египетского кинематографа в 1923 году с короткометражным комедийным фильмом «Барсум в поисках работы». Хотите – можете посмотреть это видео, оно благополучно сохранилось и было оцифровано.

Киностудия «Маср»

Следующая веха создания и восхождения арабского Голливуда – это основание национальной государственной киностудии «Маср» (Египет). Случилось это в 1925 году благодаря любви к кинематографу и бешеной протекции экономиста и государственного чиновника Талаата Харба. Тогда же иностранные специалисты начали активное обучение египетских актеров, режиссеров и операторов. Единственным человеком, стоявшим за камерой, был уже упомянутый выше Мохаммед Баюми, но из-за смерти сына он отказался дальше работать в кино, продал свое уникальное на тот момент оборудование и распрощался с режиссерской карьерой.

59243_300

В первые же пять лет египтяне научились создавать музыкальное кино (которое тоже упоминалось выше). На авансцену вышла легендарная актриса и певица Умм Кальсум.

К началу сороковых египтяне дозрели до классической литературы. В арабской интерпретации стали появляться произведения великих писателей и драматургов. Очень полюбились режиссерам Шекспир и Виктор Гюго. Кинематограф не прошел и мимо отечественной классики, Ахмед Шауки стал вдохновил одного из самых знаменитых режиссеров того времени Мустафу Ниязи. Впервые египетские фильмы стали демонстрировать в мировых кинотеатрах. Впервые заговорили о том, что Каир – это арабский Голливуд. Киноиндустрия уверенно шагала к успеху, выпуская почти сотню картин за год.

Золотое десятилетие

Пожалуй, даже почти два десятилетия, если учитывать вторую половину сороковых. Как ни странно, но сломавшая хребет светскому Египту офицерская революция очень долго не добиралась до кинематографа. Дуболомам, радостно оккупировавшим дома иностранцев, было невдомек, что кино формирует сознание людей, и что именно его нужно реформировать в первую очередь, если хочешь добиться народного признания. Об этом через десять лет подумает Анвар Саддат, будущий диктатор и крушитель египетской культуры двадцатого века. А пока кино, разогнавшись на превосходном международном трамплине, поет свою лебединую песню. Блистательное поколение пятидесятых навсегда останется в истории мировой кинокультуры как золотой век арабского Голливуда.
Именно в это время появился Юсеф Шахин, человек, которого назовут египетским Феллини, на экранах окажется харизматичный Омар Шариф, который впоследствии покинет ставший негостеприимным Египет и станет звездой уже американского кино. В стране к началу пятидесятых работало уже триста кинотеатров, но, к сожалению, офицерская революция подкосила менталитет граждан страны. Несмотря на то, что блистательный «Алливуд» еще шиковал привычным гламуром, понаехавшие в Каир и Александрию деревенские родственники офицерья, захватившего власть, полностью сломали культуру светских показов. В кинотеатрах началось форменное сумасбродство – зрители орали, свистели, швырялись в экран едой, которую приносили из дома кастрюлями. Малограмотные и оборзевшие от постреволюционной вседозволенности люди радовались «победе социализма». Продюсеры и режиссеры быстро поняли, что эта непритязательная публика жаждет не столько изысканной красоты, сколько кондовой комедии или пошлой мелодрамы, и буквально пара лет останется египетскому кинематографу на то, чтобы на экраны вышли последние фильмы без социально-патриотической подоплеки. К началу следующего десятилетия вся магическая роскошь Алливуда поблекнет и забудется, как отгремевший карнавал…

Продолжение следует.

24 комментария

  1. , в четверг (что в европейском графике жизни соответствует пятнице)

    Чета бред какойто. Пятница она везде пятница — при чем тут четверг.Или выдумаете что в воскр ктото на работу идет?

    1. Не произносите слова «бред», если вы не знаете, что в мусульманских странах выходные — пятница и суббота. Доброе утро

  2. Дмитрий, не поверите, но в Египте выходные начинаются с пятницы и как раз в воскресенье вся страна на работу и идет.
    Поэтому с «бредом» Вы поторопились.

  3. Ангелина, для меня тема той революции сегодня стала открытием! Зато теперь понятно что случилось в стране с кино, да и вообще что стало переломным моментом в стране в целом. Даже стыдно стало что я об этом ничего не слышала раньше, срочно пошла искать информацию…..
    И муж об истории своей страны тоже мало осведомлен, оказывается. Видимо, сказывается египетское образование.

  4. Спасибо большое! Действительно,печально…
    До сих пор помню как ходили с мамой в летний кинотеатр и смотрели фильм «Белое платье».
    Сейчас порылась в Гугле и нашла!
    Ангелина, а правда,что в Эль Гуне есть вилла Омара Шарифа?

    1. Если и была, то теперь она, скорее всего, продана.

  5. Доброе утро!
    Прочитала на одном дыхании! Спасибо, Ангелина, за такую полезную и интересную информацию.
    Печальная, конечно история!

  6. Ангелина, Египет должен быть благодарен такому резиденту, как Вы за восстановление истории его культурного прошлого.

  7. Хочу продолжения ) Я где-то слышала, что и сейчас снимают много фильмов, для всего арабского региона, не только для самого Египта. Но вот по-настоящему хорошего современного кино я не видела. А еще все хочу дойти до хургадинского кинотеатра (который возле Сигала, не в Сензо), но кто мне будет переводить, муж синхронно не может

    1. Обычно показывают такие фильмы (комедии в основном), что все становится понятно без перевода вообще))). Я так ходила.

  8. По-моему, все это кино, о котором Вы говорили, оно ээээ… не очень египетское. Это был филиал европейского и американского кинематографа, весьма слабо связанный с культурными традициями собственно Египта. Оттого и сдулся он так быстро после получения независимости.

    1. Так и написано, он был КОСМОПОЛИТИЧЕСКИМ, вы абсолютно правы! Национализация кинематографа, о которой пойдет речь во второй части, проявит всю несостоятельность египетской киносистемы.

  9. Энжи, спасибо, что открываешь нам новые грани Египта.Это безумно интересно! Читается на одном дыхании! Грустно, что все это просрали…. Прости меня за мой русский…

  10. Много досадных неточностей:

    1) Первый кинотеатр открыт в Париже — 27 декабря 1895 г.;
    в России — в Санкт-Петербурге 6 мая 1895 г.,
    В Египте — в 1897 году.

    2) Первая киностудия («Миср») была построена в 1925 г.
    После 2-ой мировой войны за счет продажи хлопка коммерсанты вкладывались во всевозможные киностудии-однодневки (около 60 полнометражных картин в год с традиционным голливудским сюжетом, окрашенным специфическими красками Египта. Египетские фильмы «крутились» только в арабском регионе — выхода на международную арену не было.)

    3) 20-е годы называют расцветом голливудского кино. Американского Голливуда. (Около 20-ти крупных киностудий. 1922 год — создается Ассоциация крупных кинопрокатчиков. Продукция Голливуда начинает победное шествия по всему миру.) Когда осенью 1929 года в Америке начался экономический кризис, голливуд не только не пострадал, но и нарастил свои прибыли — люди отдавали последние деньги, чтобы уйти от постылой действительности.)
    1922 год в Америке уже Ассоциация, а в Египте только в 1927 году — День рождения национальной кинематографии.

    4) Юсефа Шахина действительно называли в узких кругах египетским Феллини, но тем не менее в истории мировой кинокультуры арабский Голливуд не оставил заметного следа. С Голливудом его можно сравнивать, и то весьма условно, в части монополизации фильмопроката на территории арабского мира.
    У Юсефа Шахина есть блестящая трилогия («Александрия… почему?», «Египетский рассказ», «Александрия, еще и еще…»), которая раскрывает многие теневые стороны египетской жизни. Но он как режиссер более известен лбителям кино за пределами Египта, нежели на родине. Тем более, что судьба его фильмоф следовала судьбе многих российских фильмов — их просто клали на полку. А когда снимали с полки и выпускали в прокат — киноязык, увы, уже устаревал.

    Мне очень жаль, Ангелина, но Египет никогда не был кинематографической державой.

Comments are closed.